“Будете заказывать бутылку, или по бокалам?”, - невинно спрашивает официант, пока ты бегаешь глазами по непостижимой винной карте с размером в энциклопедию, полную трудночитаемых названий регионов и наименований сортов винограда, о существовании которых до сих пор даже не знал. Подготовили несколько советов, которые помогут расшифровать винную карту и получить заветную по вкусу и бюджету бутылку.
Начнем с того, что если винная карта составлена не профессионалом и без должного внимания, то в ней будут просто какое-то белое, какое-то красное и домашнее вино. Нас интересуют винные карты, составленные людьми, которые в вине разбираются. Такие карты всегда будут следовать трем принципам: баланс, соответствие концепции заведения и наличие только хороши вин.
Заказать то самое хорошее вино можно с помощью сомелье или без, главное иметь базовое понимание того, что нравится.
Итак, начнем.
Совет №1 (из серии “Капитан-очевидность”)
Перед походом в конкретное заведение загугли его винную карту. Просмотри позиции меню, чтобы иметь общее представление о том, из чего придется выбирать. Это особенно актуально для тех, кто трепетно относится к правилам этикета, согласно которым изучение винного меню непосредственно в ресторане не должно занимать больше 3 минут. Можно пойти дальше и заранее определиться с заказом, а при вопросе официанта “что будете пить?”, не задумываясь ответить “бутылку Корте Руголин, Амароне делла Вальполичелла Классико “Кросара де ле Стрие” (для большей эффективности, лучше несколько раз про себя проговорить).
Совет №2 (для экспресс разбора)
Если позиция меню начинается с наименования сорта винограда, то скорее всего все меню устроено по хронологии от легкотелых вин к полнотелым.
Когда из тысячи сортов винограда, ты знаешь не больше трех, то увидеть меню, организованное таким образом, может быть подобно чтению на латыни. Но имей в виду, по сути ты смотришь на спектр “тела” вина - от легких до полных (вязкость, плотность, тягучесть, уровень алкоголя). Поэтому можно оценить полнотелость вина по тому, на какой позиции (сверху или снизу) оно указано в списке меню и исходя из этого делать выбор. Если поняв, какое вино из меню полнотелое, а какое легкое, ты не знаешь, какое лучше заказать, то здесь все просто: чем больше в блюдах жиров и масел, тем лучше они будут гармонировать с полнотелыми винами с большим содержанием алкоголя.
Совет №3 (на все случаи)
В любой непонятной ситуации, заказывай игристое
Если ты из тех, кто не считает, что игристое вино предназначено только для торжеств, то проблем с выбором вина в ресторане в принципе возникнуть не должно. Игристые вина всегда вкусные, сочетаются практически со всем, особенно с жареной пищей и десертами. Если посиделка планируется длительная, то игристое отлично зайдет под закуски, а вот продолжить можно более насыщенным вином.
Совет №4 (бюджетный)
Не заморачивайся и не выпендривайся, бери самую дешевую бутылку
Еще раз: если ресторан хороший, то и вино у него будет только хорошее. Не будем вдаваться в дискуссию про “дороже значит лучше” и “приличное вино дешевым не бывает”. Никогда сомелье не включит в меню бутылку, которую не выпил бы сам. Логика проста: если вино понравилось сомелье, то вам оно тоже понравится.
Совет №5 (для отчаянных)
Просто позови сомелье
Две главные причины не связываться с сомелье: нежелание показаться невежественным (тем более в компании дамы) и ожидание, что тебе впарят самую дорогую бутылку. Но задача сомелье не в том, чтоб поставить нас в неловкое положение и ободрать как липку, а в том, чтобы помочь сделать правильный выбор к блюду. Во-первых, при выборе вина сразу укажи ценовой диапазон - это совершенно нормально (вне зависимости от престижности ресторана). Во-вторых, поверь, если ты спросишь, Апулия - это сорт винограда или регион, сомелье не пристыдит (но может заулыбаться), а чётко объяснит. Для каждого сомелье помощь в выборе вина - это не только работа, но и удовольствие от процесса. Если ты доверил шеф-повару приготовить себе отличный стейк, почему бы не доверить сомелье выбор подходящего вина?
Что почем
Поговорим о наболевшем: о ценах на вино в ресторанах. Наценки на вино всегда соответствуют концепции цен меню.
Винные бары обладают самой обширной винной картой и наименьшей наценкой – 1,5-2 раза относительно розницы. Сеть винных баров “Жан-Жак”, например, предлагает бутылку Приората Alvaro Palacios, розничная цена которой 2 990 рублей, всего лишь за 3 600 рублей.
У ресторанов “высокой кухни” все наоборот: гораздо меньшая по позициям винная карта сопровождается самой большой наценкой - в 4-6 раз относительно розницы. Например, бутылка Совиньон Блан крымского производителя Alma Valley в одном из самых престижных ресторанов столицы “White Rabbit” стоит 5 000 рублей, на сайте импортера её можно купить за 950 рублей.
Наценка на вино в менее крутых ресторанах будет ниже - 2-2,5 раза относительно розницы. За бутылку новозеландского Пино Нуар Saint Clair в стейк-хаусе “Бутчер” на Малой Дмитровке мы отдадим 4 400 рублей, а в винотеке купим её за 2 180 рублей.
В среднестатистических ресторанах (точнее даже не ресторанах, а кафе) наценка примерно такая же, как в винных барах - 1,5-2 раза относительно розницы. Но такие заведения не ищут истину в вине – винная карта здесь ограничивается “коммерческими” винами, знакомыми большинству любителей вина. Самая дорогая позиция в винной карте ресторана “Экспромт” на Солянке - бутылка итальянского Кортезе от производителя Castellari Bergaglio за 2 200 рублей. В винотеке такая же обойдется в 1 335 рублей.
Как правило, рестораны придерживаются дифференцированной наценки. Дифференциация заключается в изменении коэффициента наценки в зависимости от закупочной стоимости бутылки: чем дешевле вино, тем выше коэффициент наценки и наоборот.
Исторически сложилось так, что самую высокую накрутку делают на вина по бокалам - 400%. Такой грабеж продиктован риском порчи вина – сомелье открывает бутылку, в итоге клиент выпивает только бокал, а оставшиеся вино “умирает”. Продавая бокал вина по цене бутылки в закупке, ресторан снимает все риски, а если клиент в итоге выпьет всю бутылку – неплохо зарабатывает.
Сортировка вина в винной карте, как правило, не имеет хронологии от меньшего к большему или наоборот. Ведь увидев в первых позициях бутылку вина за 1,5 тысячи, взгляд клиента дальше не пойдет. А ценник в 8 тысяч за бутылку на первой строчке винной карты вызовет желание спасаться бегством. Поэтому логика сортировки вин такая: на первой позиции стоит самое дешевое вино, на последней – самое дорогое, а внутри – все перемешано.
Надеемся, что чтение винной карты больше не будет сродни хождению по минному полю, а выбор не ограничиться только испробованными винами.
Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Для доступа на сайт подтвердите, пожалуйста, свое совершеннолетие.
Сведения, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер и предназначены только для личного использования.
Мы заботимся о здоровье будущего поколения, поэтому не демонстрируем алкоголь и сигареты лицам младше 18 лет.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.